В ЙОШКАР-ОЛЕ ПОЯВИТСЯ МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА В ПАМЯТЬ О ЛЕГЕНДАРНОМ ВРАЧЕ ВИКТОРЕ СЕВАСТЬЯНОВЕ
«Вы для меня – последняя надежда» – с такими словами отчаявшиеся родители обращались к легендарному йошкар-олинскому доктору Виктору Викторовичу Севастьянову. Он не отказывал в помощи никому, любой, даже самый безнадежный больной воспринимался им как простой пациент. Именно по инициативе Севастьянова в Йошкар-Оле открылся Центр патологии речи и нейрореабилитации нейросенсорных и двигательных нарушений, где лечили и лечат по сей день пациентов от 1 месяца до 100 лет с тяжелыми речевыми нарушениями, параличами и слепотой, атрофией головного и спинного мозга.
ДОКТОР, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ СЛОВО «БЕЗНАДЕЖНО»
В этом году на фасаде клиники Севастьянова в Йошкар-Оле появится мемориальная доска, посвященная известному врачу, профессору, депутату. Коллеги и земляки вспоминают его с большой теплотой, благодарные пациенты вышли на местные власти с предложением создать барельеф памяти прославленного врача, а также назвать клинику его именем.
Более 20 лет в тандеме с Виктором Викторовичем работала врач невролог-генетик, которая в течение 23 лет была заместителем главного врача Центра патологии речи и нейрореабилитации Наталья Юрьевна Глазунова, за это время через ее руки прошли более 7000 детей. Она поделилась с нами воспоминаниями о своем наставнике.
До открытия Центра Севастьянов работал в нейроофтальмологическом отделении детской республиканской больницы, уже тогда он принимал безнадежных пациентов, тех, которым отказывали в лечении. Съезжались за помощью к Виктору Викторовичу люди не только со всей России, но и из-за рубежа.
– Я пришла работать к нему в отделение детской республиканской больницы в 1994 году, – вспоминает Наталья Юрьевна. – А уже позднее, в 1999 году, когда был создан Центр, перешла сюда. Здесь стали принимать не только жителей республики, пациенты ехали из разных уголков мира. Мы принимали детей с тяжелыми нарушениями речи, высших психических функций, а также с сопутствующими тяжелыми патологиями: заболевания опорно-двигательного аппарата (ДЦП), атрофия зрительных нервов, то есть это полностью слепые, глухие дети. Это сложные дефекты у детей, не просто не говорящие дети, а дети с задержкой психического развития.
Виктор Викторович внедрил очень многие методы лечения, которые не использовались в других медицинских учреждениях. Он был не только врачом, но и радиоинженером, поэтому, например, применял в лечении пациентов многоканальную электростимуляцию. Севастьянов неоднократно патентовал свои изобретения во многих странах и использовал в своей работе. Именно благодаря этим методам он достигал отличных результатов в лечении, казалось бы, безнадежных больных, у детей восстанавливалось зрение, слух. Впоследствии детки учились писать, читать, осваивали учебные программы, некоторые даже заканчивали обычную школу.
ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ
– Виктор Викторович был очень отзывчивый человек, помогал любому, кто переступит его порог. К нему шли все, от мала до велика. Он всегда откликался на просьбы людей, на любую человеческую боль. К нему можно было зайти без записи на прием, его дверь для всех была распахнута, его сердце всегда было открыто. Его безумно любили дети. Вот идет он в свой кабинет и всем обязательно уделит внимание: малыша погладит, маме комплимент скажет, – с улыбкой говорит моя собеседница.
Севастьянов считал, что помогать нужно не только больным ребятишкам, но и их родителям. Именно поэтому Виктор Викторович для всех находил время и доброе слово, сам лично брал за руку мам, пап, бабушек, которые приехали вместе с ребенком, и водил по обследованиям. Ко всем людям, которые обращались к нему за помощью, относился как к своим родным, и к детям, и к взрослым.
Помимо всего прочего Виктор Викторович был депутатом Государственного Собрания Республики Марий Эл, вел обширную общественную деятельность. Как организатор здравоохранения, как главный врач, он не должен был вести прием пациентов, но для каждого искал любую возможность, чтобы помочь. Помогал и коллегам, всем – от санитарки до врача.
– Это был человек с большой буквы, нам его сейчас не хватает. В моей жизни он сыграл большую роль. Виктор Викторович простимулировал меня учиться и совершенствоваться, так как при создании своего Центра он набирал в коллектив специалистов, которые готовы были развиваться. Вообще, он всегда поддерживал стремление к саморазвитию, обучению и введению новых методов лечения. С ним было очень легко и просто работать, – делится Наталья Юрьевна.
ПРОФЕССОР С МЕЖДУНАРОДНЫМ ИМЕНЕМ
По словам Глазуновой, доктор Севастьянов был этаким вечным двигателем, призывал коллег работать над собой, собрал в своем Центре коллектив настоящих профессионалов.
– Лечение давало такие впечатляющие результаты еще и потому, что все пациенты проходили осмотры многопрофильных специалистов, – отмечает врач. – Чтобы помочь каждому больному, их осматривала группа специалистов: и психологи, и врачи, и инструкторы ЛФК, и массажисты. Мы находили тот путь, который в данном конкретном случае поможет, применяли комплексное лечение.
После прохождения курса такого лечения люди, которые приезжали к Севастьянову, буквально через пару недель начинали видеть, у них появлялось предметное зрение, неговорящие начинали говорить, глухие – слышать. Такие впечатляющие результаты сделали Виктора Викторовича известным по всему миру.
– Очень многие пациенты переживают, что если не стало Виктора Викторовича, то и Центр закроется, но нет, Минздрав нас поддерживает, мы продолжаем работать. В клинике остался костяк врачей, которые работали с доктором Севастьяновым. В их числе Ирина Николаевна Михайловская, сегодняшний главный врач Центра. Мы хотим, чтобы его дело жило и продолжалось. И насколько это будет возможно, будем продолжать сюда вкладывать частичку себя и своей энергии, – добавляет Наталья.
Коллеги доктора Севастьянова и его многочисленные пациенты хотят, чтобы Центр, который он создал, носил его имя официально. Ведь в народе медучреждение уже давно называют по фамилии известного врача. Пациенты, которые приезжают из регионов, вызывая такси, просто говорят: «Мне в клинику Севастьянова», и без уточнения адреса их везут туда, куда нужно.